17 января. Предпразднство Богоявления..Собор 70-ти апостолов. Святителя Евстафия I, архиеп. Сербского.

4 января по старому стилю / 17 января по новому стилю среда Седмица 33-я по Пятидесятнице.

4 января по старому стилю / 17 января по новому стилю
среда
Седмица 33-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Поста нет

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клео́пы, Симеона, Варнавы, Иоси́и (Иу́ста), Фаддея, Ана́нии, первомч. архидиакона Стефа́на, Филиппа, Прохора, Никано́ра, Ти́мона, Парме́на, Тимофея, Тита, Филимона, Они́сима, Епафра́са, Архиппа, Си́лы, Силуана, Криске́нта, Криспа, Епене́та, Андрони́ка, Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия, Аристову́ла, Родио́на (Иродио́на), Ага́ва, Руфа, Асинкри́та, Фле́гонта, Е́рма, Патро́ва, Ерми́я, Ли́на, Га́ия, Филоло́га, Луки́я, Иа́сона, Сосипа́тра, Оли́мпа (Олимпана), Те́ртия, Ера́ста, Куа́рта, Ево́да, Ониси́фора, Кли́мента, Сосфе́на, Аполло́са, Ти́хика, Епафроди́та, Карпа, Кодра́та, Марка, Зины, Ариста́рха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Аки́лы, Фортуна́та и Аха́ика; Дионисия Ареопаги́та и Симеона Ни́гера. Прп. Феоктиста, игумена Куку́ма Сикели́йского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
Прп. Ахи́лы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зоси́мы и мч. Афанасия (III–IV).
Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Апп.: Рим., 96 зач. (от полу́), VIII, 8–14. Лк., 50 зач., X, 1–15.

Тропарь предпразднства, глас 4:
Гото́вися, Завуло́не,/ и красу́йся, Неффали́ме,/ Иорда́не реко́, ста́ни,/ подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку./ Весели́ся, Ада́ме с прама́терию,/ не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде,/ и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся,/ да облече́т в пе́рвую оде́жду:// Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.

Кондак предпразднства, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

Тропарь апостолов, глас 3:
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостолов, глас 2:
Христо́вых ученико́в лик се́дмьдесят/ боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим,/ те́ми бо вси навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную,// и пребыва́ют свети́льницы Боже́ственныя ве́ры.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Кол.4:10–18; Лк.10:1–15)
Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» (Лк.10:1) на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк.10:11); то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага – как хотите; мы идем далее.

Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому»... (Лк.10:12) Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле, а как смерть – так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастие попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа Спасителя и Искупителя и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Собор семидесяти апостолов

Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфием а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром в том лике.

На основании Божественного Писания, предания святых отцов древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.

Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом побит камнями и скончался от удара палицею по голове.

Святой евангелист Марк, написавшей святое евангелие, под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию, где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал Ему свой дух.

Святой евангелист Лука, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе, преимущественно в Беотии. Скончался мученически в Ахаии.

Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24:13–35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями.

Святой Симеон сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.

Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4:36). О нем упоминается в книге деяний Апостольских (Деян.11:24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: «ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою» (Гал.2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался.

Святой Иосия или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1:23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорить: «также Иисус, прозываемый Иустом» (Кол.4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда, не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе, где и скончался мученическою смертью.

Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе в Финикийском город Берите.

Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9:10–18), был сначала епископом в городе Дамаске. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана.

Святой первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником». Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55).

Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии и евнуха Кандакии царицы (Деян.8:26–39), был епископом в городе Траллии и там просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу.

Святой Прохор один из семи диаконов (Деян.6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии, а потом проповедовал о Христе, в Антиохии, где и скончался мученически.

Святой Никанор один из семи диаконов был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8:1).

Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу.

Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов.

Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе, где и скончался мученическою смертью.

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2Кор. 2:12–13, 12:18; 2Тим. 4:10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире.

Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе. Скончался мученически в царствование Нерона.

Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал Христианство в Испании, Греций и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме.

Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13).

Святой Архипп, упоминаемый в том же посланий к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архип и скончался мучинической смертью.

Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божье и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божья и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу.

Святой Силуан проповедовал слово Божье вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором послании к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни, где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу.

Святой Крискент, о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии, а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне, Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна.

Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1Кор.1:19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса, между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.

Святой Епенет, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене.

Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии. Скончался в мире.

Святой Стахий, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе, где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе, будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе.

Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии и скончался мученически.

Святой Наркисс, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах.

Святой Апеллий, о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны.

Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии и там после долгих трудов и страданий скончался.

Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах. Скончался мученически в Риме.

Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников»(Деян. 21:10–11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу.

Святой Руф, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции.

Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово.

Святой Флегонт, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии.

Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Филиппополе, где и скончался мученически.

Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Неаполе и Путеолахе, где многих обратил к Христу.

Святой Ермий, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации.

О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия» (Рим.16:14).

Святой Лин, о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра.

Святой Гаий, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим.16:23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.

Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Филолога» (Рим.16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе, где и скончался в мире.



Святой Лукий или Лука, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии Сирской.

Святой Иасон, который упоминается в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Тарсе, где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире.

Святой Сосипатр, также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим.16:21), был епископом в Иконии. Скончался Сосипатр в мире.

О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: «Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (Рим.16:21).

Святой Олимпан или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла.

Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец.

Святой Ераст, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде.

Святой Куарт или Кварт, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите.

Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим.16:23).

Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически.

Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне и Кирине. Скончался мученически.

Святой Климент, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп.4:3), был епископом в Сардике.

Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне.

Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян.18:24–25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите и еще позднее был епископом Кесарии.

Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф.6:21–22). И снова, во втором послании к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена.

Святой Епафродит упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке.

Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает втором послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской. Окончил жизнь в мире.

Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии, где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину при царе Адриане.

Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие.

Святой Зина, по прозванию Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: «Зину законника позаботься отправить ко мне» (Тит.3:13), был епископом в Диосполе.

Святой Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Филим.1:23), был епископом в городе Апамеи.

Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Приветствует тебя и Пуд» (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр.

Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4, 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом вместе со своими двумя сотоварищами также был обезглавлен.

Святой Марк, племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской. О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы» (Кол.4:10).

Святой Артема, о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему» (Тит.3:12), был епископом в Листрахе.

Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1–3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16:3–4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец.

Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1Кор.16:17–18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1Кор.16:17–18).

Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (Деян.17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, который, перечисляя 70 апостолов говорит: «прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах».

Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер» (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два. Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святые Симеон Нигер – был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин, в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.

Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит: «Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1Кор.15:5–6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов».

Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23:50–52; Мф. 27:67; Мк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны.

Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1–2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чем услышать его Самого и рассмотрят его дело (Иоан.7:50–51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19:39), – также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи.

Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.6:34–40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам.

Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26–39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии, где и скончался мученическою смертью.

Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:1–10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром им был поставлен епископом Кесарии Палестинской, где и проповедовал о Христе.

Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян.10), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии, где и скончался с миром.

Святой Логгин сотник, который стоял на страже при Кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27:54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически.

Святой Игнатий Богоносец, по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: «если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2–5; Мк.9:37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам.

Святой Поликарп был епископом города Смирны. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божье, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом говоря: «Прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертью в Риме.

Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически.

Святой Антипа, епископ Пергамский, также пострадал за апостольскую проповедь о Христе. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: «Антипа, свидетель мой верный, был убит» (Откр.2:13).

Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (3Ин. 1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии.


Святитель Евстафий I Сербский, архиепископ

Свя­ти­тель Ев­ста­фий   жил и под­ви­зал­ся во дни бла­го­че­сти­во­го серб­ско­го кра­ля Сте­фа­на Уро­ша II Ми­лу­ти­на, пра­вив­ше­го Сер­би­ей с 1262 по 1320 год. По­стри­же­ние и ино­че­ский чин он при­нял в мо­на­сты­ре Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, ко­то­рый на­хо­дит­ся в об­ла­сти Зет­ской в Чер­но­го­рии. Вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. От уроч­ной сво­ей мо­на­стыр­ской до­ли в пи­ще и одеж­де бла­го­тво­рил ни­щим. Со­вер­шив па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, по­се­лил­ся на Свя­том Афо­не в серб­ском мо­на­сты­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Хи­лан­дар­ском, по­стро­ен­ном свя­тым Си­мео­ном, в ми­ре – ве­ли­ким Серб­ским жу­па­ном Сте­фа­ном Не­ма­ней, и сы­ном его свя­ти­те­лем Сав­вой. Здесь он мно­го лет с усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем пре­да­вал­ся мо­на­ше­ским по­дви­гам, был воз­ве­ден в сан игу­ме­на мо­на­сты­ря. За­тем был из­бран и ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Зет­ской епар­хии, а по кон­чи­не ар­хи­епи­ско­па Иоан­ни­кия со­бо­ром епи­ско­пов, игу­ме­нов и бо­яр был из­бран на ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол свя­ти­те­ля Сав­вы. Умер и был по­гре­бен в Жи­че, в хра­ме Спа­си­те­ля. При его ра­ке со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, зна­ме­ния и ис­це­ле­ния. Поз­же его не­тлен­ные и чу­до­твор­ные мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Печ и по­став­ле­ны в ар­хи­епи­скоп­ском ка­фед­раль­ном хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Преподобный Ахила Печерский, диакон

Пре­по­доб­ный отец наш Ахи­ла диа­кон   (XIV в.), воз­лю­бив от мла­ден­че­ства пост­ни­че­скую жизнь и от­верг­ши мир, при­шел в Пе­чер­ский мо­на­стырь, что­бы здесь уго­дить Гос­по­ду. Здесь он при­нял на се­бя Ан­гель­ский об­раз и про­хо­дил тес­ный путь ино­че­ства с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем, по­слу­ша­ни­ем и сми­ре­ни­ем. Воз­дер­жа­ни­ем сво­им в пи­ще и пи­тии он пре­вос­хо­дил мно­гих по­движ­ни­ков, ибо он не вку­шал ни слад­кой, ни ва­ре­ной пи­щи, зе­лие же упо­треб­лял весь­ма ред­ко и то в ма­лом ко­ли­че­стве. Обык­но­вен­но пи­щей его бы­ла од­на просфо­ра в не­де­лю. Дол­гое вре­мя пре­по­доб­ный Ахи­ла про­вел в за­тво­ре.
К за­ступ­ни­че­ству свя­то­го Ахи­лы при­бе­га­ют жаж­ду­щие из­ба­вить­ся от «по­ра­бо­ще­ния чрев­ных стра­стей» (от чре­во­уго­дия) и же­ла­ю­щие на­учить­ся воз­дер­жа­нию (3-я песнь ка­но­на пре­по­доб­ным, по­чи­ва­ю­щим в Даль­них пе­ще­рах).
Па­мять пре­по­доб­но­го Ахи­лы со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря (Со­бор пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских, в Даль­них пе­ще­рах, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, по­чи­ва­ю­щих) и в не­де­лю 2-ю Ве­ли­ко­го по­ста (Со­бор всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских).

Зосима Киликийский, пустынник

Преподобномученик Зосима   происходил из Киликии и был пустынножителем. Во время гонения на христиан при царе Диоклитиане (284–305) святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру, но силой Божией он сохранился невредимым. Видя такое чудо Божие, смотритель тюрьмы, именем  Афанасий , уверовал во Христа и крестился. Преподобный Зосима с Афанасием были отпущены и ушли в пустыню, где, подвизаясь, жили в расселине горы до кончины.

Пре­по­доб­ный Фео­к­тист   ос­но­вал оби­тель в го­ро­де Ку­ку­ме на ост­ро­ве Си­ци­лия, где стал игу­ме­ном. В его мо­на­сты­ре жи­ли гре­че­ские мо­на­хи, бе­жав­шие от пре­сле­до­ва­ний ико­но­бор­цев. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в 800 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (Ни­ко­лай Ива­но­вич Мас­лов)   ро­дил­ся в 1874 го­ду в го­ро­де Тве­ри. По окон­ча­нии ду­хов­но­го учи­ли­ща и пас­тыр­ских кур­сов, в 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тве­ри в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» за Вол­гой.
По­сле то­го как в го­ро­де за­кры­ли по­чти все хра­мы, и в част­но­сти Воз­не­сен­ский со­бор, ар­хи­епи­скоп Фад­дей (Успен­ский), ко­то­рый то­гда слу­жил в нем, пе­ре­шел слу­жить в храм ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на». Бы­ва­ло, что здесь со­би­ра­лось все остав­ше­е­ся на сво­бо­де пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ство го­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Фад­дей лю­бил эту цер­ковь на клад­би­ще, со всех сто­рон окру­жен­ную спус­кав­ши­ми­ся к Вол­ге лу­га­ми, столь на­по­ми­нав­ши­ми ему род­ные ме­ста в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Как све­ча, сто­ял бе­лый храм на хол­ме сре­ди зе­ле­ни. От хра­ма рас­хо­ди­лись ал­леи бла­го­ухан­ной си­ре­ни. Мо­ги­лы бы­ли ограж­де­ны ко­ва­ны­ми ме­тал­ли­че­ски­ми оград­ка­ми, кое-где сто­я­ли па­мят­ни­ки из мра­мо­ра с над­пи­ся­ми, про­сив­ши­ми про­хо­же­го че­ло­ве­ка по­мо­лить­ся за тех, чей прах по­ко­ил­ся под ни­ми. Все здесь на­стра­и­ва­ло на мо­лит­ву и на­по­ми­на­ло о том, что ожи­да­ет каж­до­го че­ло­ве­ка в кон­це жиз­ни, — и храм, как обе­то­ва­ние немерк­ну­ще­го све­та Цар­ства Небес­но­го, и кре­сты на мо­ги­лах, как ука­за­ние пу­ти, по ко­то­ро­му сле­ду­ет че­ло­ве­ку ид­ти, и в то же вре­мя ря­дом — стог­ны древ­не­го гра­да с его по­движ­ни­ка­ми и мо­лит­вен­ни­ка­ми про­шлых ве­ков, про­шед­ши­ми весь крест­ный путь и до­стиг­ши­ми небес­ных оби­те­лей. Через Вол­гу от­сю­да был ви­ден и древ­ний Успен­ский От­рочь мо­на­стырь — ме­сто му­че­ни­че­ской кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Филип­па (Ко­лы­че­ва) и недав­не­го слу­же­ния здесь Твер­ско­го ви­ка­рия, епи­ско­па Пет­ра (Зве­ре­ва); и ку­по­ла за­волж­ских церк­вей, воз­но­сив­ших­ся буд­то шле­ма­ми ар­мии рат­ни­ков, ча­стью пле­нен­ных — за­кры­тых, за­бро­шен­ных, пре­вра­щен­ных в ма­стер­ские и скла­ды; и гроз­ное зда­ние тюрь­мы, где и са­мо­му Твер­ско­му свя­ти­те­лю, ар­хи­епи­ско­пу Фад­дею, суж­де­но бу­дет при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну и ми­ло­стью Бо­жи­ей вер­нуть­ся сю­да, к ме­сту сво­е­го по­след­не­го слу­же­ния, на клад­би­ще «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», чтобы те­лом лечь под ша­тром раз­рос­шей­ся, оди­чав­шей си­ре­ни, ду­хом пред­стоя Гос­по­ду и пре­бы­вая в мо­лит­ве за нас пе­ред Бо­гом.
Неза­бы­ва­е­мо для от­ца Ни­ко­лая бы­ло слу­же­ние со свя­ти­те­лем, са­мо при­сут­ствие ко­то­ро­го бла­го­дат­но очи­ща­ло ду­шу, об­ли­ча­ло в ней все гре­хов­ное и недо­стой­ное. При жиз­ни он был ан­ге­лом-хра­ни­те­лем Тве­ри, по­сле смер­ти — ве­ли­ким за нее мо­лит­вен­ни­ком.
Лю­тое го­не­ние на Цер­ковь в 1937 го­ду не оста­ви­ло на сво­бо­де по­чти ни­ко­го из ду­хо­вен­ства Тве­ри. 3 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Сра­зу же по­сле аре­ста со­сто­ял­ся до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка о зна­ко­мых в го­ро­де. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил, что знал толь­ко тех свя­щен­ни­ков, ко­то­рые слу­жи­ли вме­сте с ним в хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на».
— Вы зна­ко­мы с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским?
Свя­щен­ник по­пра­вил:
— Не с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским, а с ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем; да, я его хо­ро­шо знаю, был у него на квар­ти­ре в 1930 го­ду, по­сле это­го ча­сто его ви­дел в церк­ви «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».
— Ка­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния у вас бы­ли с Успен­ским?
— Вза­и­мо­от­но­ше­ния с ар­хи­ере­ем у нас бы­ли чи­сто слу­жеб­ные, ка­ких-ли­бо по­сто­рон­них раз­го­во­ров у нас не бы­ло.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что вы, Мас­лов, яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции в го­ро­де Ка­ли­нине, воз­глав­ля­е­мой ар­хи­ере­ем Фад­де­ем Успен­ским. При­зна­е­те ли вы это?
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции я не был и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
По­сле до­про­са бы­ли вы­зва­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, об­нов­лен­цы, ко­то­рые по тре­бо­ва­нию сле­до­ва­те­ля под­пи­са­ли лже­сви­де­тель­ства.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Мас­ло­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Во вре­мя след­ствия отец Ни­ко­лай тя­же­ло за­бо­лел, и со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло быст­ро ухуд­шать­ся. В июле 1938 го­да он был пе­ре­ве­зен из Тве­ри в тюрь­му в по­сел­ке Лы­ко­ши­но, на­хо­дясь в ко­то­рой он по­сле дол­гой и тя­же­лой бо­лез­ни 17 ян­ва­ря 1939 го­да скон­чал­ся.

 

Последние новости

Проблемы плавучего льда: как климатические изменения влияют на природу

Исследования показывают, что плавучий лед становится все более распространенным явлением.

Лодочники требуют улучшения условий жизни в городе

Проблемы, с которыми сталкиваются лодочники, требуют внимания властей.

Новые инициативы в области здравоохранения России

Обсуждение мер по улучшению медицинского обслуживания в стране.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Волгограде, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *